Критерии качества образования.  

На главную


В концепции Федеральной целевой программы развития образования
на 2006 - 2010 годы говорится:
«Современная российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности. Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в решении вопросов образовательной политики, в том числе в процессах независимой общественной оценки качества образования».
В настоящее время качество образовательного учреждения определяется процентом выпускников, поступивших в высшее учебное заведение. Этот критерий, безусловно, был бы очень показательным, если бы качество современных вузов не вызывало сомнений и не было бы платного обучения. Современный выпускник среднего учебного заведения имеет возможность поступить на бесплатное обучение в вуз за взятку или в результате организованной за деньги победы на олимпиаде или в конкурсе. На платное обучение поступить еще легче: конкурентоспособность будущего студента определяется толщиной кошелька его родителей.
Кроме того, процент поступивших в вузы выпускников такой критерий, который не допускает возможности корректирующих действий со стороны среднего учебного заведения.
В создавшейся ситуации возникает потребность в выработке новых, объективных критериев качества образования, позволяющих оперативно управлять учебным процессом и регулировать его качество. Для этого необходимо для начала выработать определение понятия «качество».
Гегель дает такое определение: «Качество есть тождественная с бытием определённость. Так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество»
А вот какое определение дается в ИСО 9000:
Качество – степень соответствия присущих характеристик требованиям.
В логике определение понятия проверяется путем обращения. Точное определение понятия обладает свойством симметрии и не меняет смысла при обращении.
Обратим оба этих определения и рассмотрим результаты:
1. Определенность, тождественная с бытием – это качество.
2. Степень соответствия присущих характеристик требованиям – это качество.
Определенность, тождественная с бытием – это не качество, а существование конкретной системы.
Степень соответствия присущих характеристик требованиям – это тоже не качество, а сходство копии и оригинала или его описания.
Если система теряет качество , то она перестает быть самой собой, то есть, перестает существовать как система – умирает. Следовательно, наличие качества - это условие существования системы. Отсюда вытекает определение понятия «качество»:
Качество – это свойство, обеспечивающее существование системы.
Проверим это определение на симметричность:
Свойство, обеспечивающее существование системы – это качество.
Особого изменения смысла не произошло. Можно принять это определение в первом приближении.
Теперь вернемся к вопросу о качестве образования и рассмотрим его свойства, обеспечивающие его существование.
Образование складывается из воспитания и обучения.
Качество воспитания определяется не уровнем постановки воспитательной работы
в учебном заведении, а культурным уровнем социального окружения (референтной группы) ребенка в период
формирования его эмоциональной сферы. Этот период начинается с момента рождения
(существует мнение, что даже раньше) и заканчивается в 6 лет.
Основной инструмент воспитания - личный пример. Чаще всего ребенок перенимает линию, стиль и манеру поведения родителей. То есть, на качество
воспитания учебное заведение повлиять не может, если не использует в своей работе
методов вмешательства в подсознание ребенка –НЛП и другие формы «зомбирования». Но
такие формы вмешательства категорически запрещены законом об образовании. Значит,
воспитанием должна заниматься только семья. Учебное заведение должно заниматься
качественным выполнение своей основной функции - обучением.

Критерии воспитанности ребенка:
1. Целеустремленность;
2. Осторожность, тактичность;
3. Бесконфликтность;
4. Скромность.

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Качество обучения складывается из трех частей:
1. Качества информации;
2. Качества преподавания;
3. Качества усвоения.

Критерии качества информации.

Информация может считаться качественной только тогда, когда она отвечает следующим критериям:
1. Истинность;
2. Полнота;
3. Своевременность.
Как определить истинность информации? Существует критерий истины – практика и критерий лжи – противоречие.
В науке истинной считается только такая информация, которая подтверждена тремя независимыми лабораториями мира. Такую информацию можно найти в авторитетных научных и научно-популярных изданиях в виде текстовых, фото и кинодокументов.
Критерий лжи – противоречие применять еще легче. Закон логики утверждает, что два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении. Поэтому, если в учебнике есть противоречие, то можно усомниться в истинности всей информации, содержащейся в нем, поскольку автор этого учебника не дружит с логикой и, возможно, собирал учебный материал из сомнительных источников.
Одним из самых распространенных противоречий, встречающихся в учебниках, является заявочное противоречие. В названии заявляется одно, а в содержании видим другое. Например, один из учебников физики за 7 класс называется «Механика», а в тексте даются элементы философии, метрологии, оптики. Учебник математики содержит не математические а логические задачи.
Полнота информации тоже является одним из больных мест современных учебников. Например, учебник ботаники, если он претендует на полноту, должен описывать все органы всех растений Земли. Учебник МХК должен содержать фотографии всех картин всех художников мира. Это невозможно, если учебник имеет привычную форму книги, но современная техника позволяет нам создать электронные учебники по всем предметам и максимально приблизиться к идеалу.
Своевременность информации тоже является больным вопросом и не только отечественной, но и мировой педагогики. Максимальный объем информации о мире ребенок должен получить в возрасте «почемучек», то есть до шести лет. В то время, когда мозг его еще растет, в нем образуются новые связи, когда ему все интересно.
Лев Николаевич Толстой говорил, что с 2 до 5 лет человек познает больше, чем за всю оставшуюся жизнь.
Наиболее детально процесс раннего обучения детей разработан и описан Гленом Доманом в книге «Как дать ребенку энциклопедические знания». Основным учебным материалом в его системе являются так называемые «биты» информации – карточки, размером 20Х20 см с изображением объектов техники, животных, растений, произведений искусства и т. п. Демонстрируют биты ребенку по нескольку раз в день, до тех пор, пока он не утратит интереса к ним, тогда их заменяют новыми. Начинают работу с пятидневного возраста ребенка. Это позволяет уже к 4 годам сформировать у него базу знаний, сравнимую с базой знаний взрослого человека.

Критерии качества преподавания.

Качественную информацию преподаватель должен подать так, чтобы ученик мог и хотел её взять. Для этого, преподавание должно быть:
1. Целенаправленным;
2. Веселым;
3. Интенсивным.
Какие занятия интересны ученику? Из моих наблюдений следует, что наибольший интерес у учеников начальных классов вызывают герои мультфильмов и комиксов – Человек –паук, Черепашки – ниндзя, Скуби –Ду, Тимон и Пумба, русалочка, Аладдин.
Дети взахлеб говорят об этих героях, собирают карточки с их изображениями, копят деньги на журналы с комиксами. Почему? Ответ прост, потому, что эти герои хорошо раскручены средствами массовой информации по всем правилам современной рекламы.
Мультфильмы идут по многим каналам непрерывно и одновременно, выпускаются видеокассеты и DVD, печатаются журналы комиксов.
Выдуманные, искусственные образы этих героев составляют серьезную конкуренцию образам объектов учебных программ в голове ребенка. Что же делать, как вытеснить пустые, но привлекательные образы героев низкопробных мультфильмов и заменить их образами полезных и нужных объектов, соответствующих реальным,практическим целям обучения?
Это можно сделать, если немного видоизменить учебные программы. Все, что можно перевести в наглядные, узнаваемые образы (чанки), объединить эти чанки в таксоны и создать презентации. Демонстрировать классу эти таксоны в высоком темпе по 3-4 раза в день. Текстовую информацию структурировать, предварительно изъяв все ненужное и незначительное и тоже давать в высоком темпе.
Это естественно, потребует соответствующего оборудования классных комнат. На потолке должен быть проектор, на окнах жалюзи, над доской экран, на учительском столе – компьютер.
Веселыми занятия будут тогда, когда из учебного процесса будут исключены психотравмирующие факторы – двойки и тройки, поиск ошибок в работах ученика и наказания за них. Вместо этого надо искать и поощрять достижения учеников и вместо пятибалльной системы ввести рейтинговую систему оценок.
Интенсивность преподавания определяется учебными программами и тем, какую роль учебный процесс навязывает ученику. Если учащийся просто воспринимает и запоминает информацию, с тем, чтобы отчитаться на экзамене или на контрольной работе, то это пассивная позиция. Если же ученику правильно поставить цель и позволить самому создавать учебный материал, а потом делать доклад на уроке, то это активная позиция. Добытая собственными силами и реализованная информация запоминается навсегда и пригодится ученику не только на экзамене, но и в практической деятельности, после окончания учебного заведения. Такой подход является одним из способов формирования ключевых компетенций. Интенсивность занятия, курса, учебного пособия определяется как отношение количества чанков в единицу времени.
Современные цифровые технологии и Интернет, позволяют активизировать учебную деятельность ученика и превратить обычный, традиционный урок в конференцию или семинар, позволяют в несколько раз повысить интенсивность занятия.

Критерии качества усвоения.

К критериям качества усвоения ребенком учебного материала отнесем:
1. Скорость;
2. Прочность;
3. Системность.
Традиционно, качество усвоения ребенком знаний проверяется контрольными работами, экзаменами, тестами. По результатам проверки проводят (или не проводят) корректирующие мероприятия. То есть, о качестве усвоения заботятся после процесса обучения (или не заботятся вовсе).
На мой взгляд, о качестве усвоения необходимо позаботится заранее, до того как ребенок начал усваивать учебный материал. Для этого в дошкольный или, на худой конец, в ранний школьный, период необходимо максимально развить его познавательные способности.
Увеличение скорости усвоения знаний достигается обучением ребенка технике быстрого чтения. Технология обучения очень маленьких детей технике быстрого чтения детально описана в работе Глена Домана «Как научить ребенка читать». Оказывается, можно начинать обучение чтению уже с пятидневного возраста ребенка.
Увеличение прочности усвоения знаний достигается тренировкой памяти и использованием мнемотехнических систем. Наиболее эффективной мнемотехнической системой является метод зацепок, прекрасно описанный Гарри Лорейном в книге «Суперпамять». Этот метод еще называется эйдетической памятью (от слова «эйдос» - образ) или методом опорных сигналов (у В.Ф. Шаталова).
Однако, эффективная работа по этому методу требует развитого воображения. Поэтому одновременно с усвоением метода или, еще лучше, перед этим, необходимо заняться развитием воображения ребенка.
Курс развития воображения разработан в рамках теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и включает в себя тренировку мысленного манипулирования сначала точкой, потом векторами, потом плоскими фигурами, потом объемными фигурами и , наконец, зрительными противоречиями.
Системность усвоения знаний достигается формированием у ребенка сбалансированной картины мира, которая включает в себя образы реальных объектов. Эти образы ( «биты» - фотографии или картинки с названиями) должны быть сгруппированы в таксоны по существенному основанию, лучше всего по основанию «структура». Таксонов должно быть приблизительно поровну из каждой сферы – космоса, неорганосферы, фитосферы, зоосферы, антропосферы, техносферы и ноосферы. Иначе картина мира будет не сбалансированной, однобокой. Чем больше битов освоит ребенок, тем полнее будет картина мира, сформированная в его сознании, тем более точным будет его мышление.
Технологию формирования картины мира встречаем у того же Глена Домана, но только в книге «Как дать ребенку энциклопедические знания». Доман предлагает использовать для этого карточки, которые демонстрируются ребенку небольшими порциями несколько раз в день в очень высоком темпе.
Современная цифровая техника позволяет усовершенствовать подход Глена Домана и использовать вместо карточек слайды презентаций в программах «SMART» или «Power Point».
Если у каждого ребенка достаточно хорошо развиты высшие психические функции, если у него сформирована достаточно полная и сбалансированная картина мира и если он овладел техникой быстрого чтения, то успеваемость по всем школьным предметам у всех детей будет максимально высокой и не будет внутригрупповых конфликтов, основанных на разнице интеллектуального развития.

Критерии качества учебного пособия.

Имея на руках критерии качества информации, преподавания и усвоения, мы можем оценить качество учебного пособия. Для этого необходимо познакомиться с названиями единиц информации.
Карточки Глена Домана точнее было бы называть не битами, а чанками. Чанк - это фрагмент знаний, хранимый и используемый как единое целое.
Биты - более мелкие единицы информации чем чанк.
Качественный минимальный чанк
Домана содержит фотографическое изображение явления,
точное графическое название
изображения и правильно произнесенное название изображения. Качество чанка падает со снижением точности изображения, точности написания и точности произношения его названия.
Максимальный чанк (досье) кроме минимального чанка содержит еще:
- координаты явления;
- структуру;
- функции;
- технологии;
- признаки;
- параметры;
- условия существования;
- онтогенез;
-филогенез.
Качестов максимального чанка падает с уменьшением его полноты.

Качество учебного пособия, так же как и учебного курса, определяется количеством
и полнотой чанков, содержащихся в нем и вычисляется как отношение количества
полезной информации (имеющей отношение к формированию чанков) к общему
количеству информации в учебном пособии.
Полный чанк, кроме минимального чанка, содержит еще и досье на него. То есть
полная информация о единичном объекте - это минимальный чанк и досье на него.
Для того, чтобы полные чанки лучше усваивались ребенком, они должны быть
правильно расположены в учебном пособии. Если элементы досье разбросаны по
учебному пособию (курсу), то ребенок может и не суметь собрать все во едино.
Премером может служить учебник истории, в котором элементы досье на Россию
перемешаны с элементами досье на Монголию, Китай, Германию, Швецию, Францию и
другие страны. Для того, чтобы ребенок знал историю, необходимо познакомить его с
досье на разные страны отдельно и только после этого объединять их в общий обзор.
Таким образом, получаем следующие критерии качества учебного пособия:
1. Истинность;
2. Высокий КПД (отношение количества полных чанков к общему количеству информации);
3. Стройность изложения материала.
Предпочтение следует отдавать тому учебному курсу, тому
учебнику, который содержит бОльшее количество чанков, бОльшую их полноту и бОльшую стройность.

Наибольшее острые споры разгараются вокруг дисциплины "Литература".
Оценим качество информации, содержащейся в художественной литературе.
Вот цитата из предисловия к книге Александры Марининой «Взгляд из вечности. Благие намерения»:
"….Я поделилась своей задумкой, которая к тому времени была лишь в зачаточном
состоянии , и мы сразу же стали придумывать судьбы и характеры
персонажей и всю их жизнь, ход которой логично вытекал бы из их этих характеров. После
возвращения в Москву к нам присоединился мой муж, которого мы радостно
нагрузили «милицейской» проблематикой и требовали, чтобы он придумал
или вспомнил из своей богатой практики примеры непрофессионализма
следователя и выстроил бы нам для одного из героев служебную карьеру в система МВД. Мы
купили диктофон и заставили Сергея подробно рассказывать все, что он
придумал.
Потом, с этим диктофоном, мы все втроем поехали на месяц в
Германию и там по очереди наговаривали все, что приходило в голову, -
детали характеров и биографий, психологическое обоснование поступков персонажей,
фабулу и даже целые диалоги".
Автор художественного произведения имеет право на вымысел. И
беззастенчиво пользуется этим правом. Поэтому ни одно из произведений ходожественной
литературы не отвечает критерию истинности. Должны ли мы заставлять детей читать и даже изучать
не истинную информацию? Сильно в этом сомневаюсь. Можно рекомендовать почитать то или иное
произведение для удовольствия, для развлечения, но возводить предмет литературы в ранг
учебного придмета и тратить на это драгоценное учебное время считаю перебором.


ТРИЗ 2009

Система подготовки дошкольника

Проект образовательных стандартов дошкольного учреждения

Мотивация

База знаний

Развитие творческого воображения

Тренировка памяти

Формальная логика

Диалектическая логика

Техника быстрого чтения

Письмо

Математика в легендах

Английский язык