Техника быстрого чтения  

На главную


1. РАЗУЧИВАНИЕ БУКВ.
1.1. Первые восемь букв (А Б В Г Д Е Ё Ж) выписать на карточки размером с открытку (желательно, чтобы ребенок это сделал сам) и разучить путем многократного кратковременного предъявления в высоком темпе (техника «затвора») с озвучиванием. Такие же карточки, только несколько больших размеров вывешиваются на экран мысленного взора (лист ватмана над рабочим столом).
1.2. Из разученных букв построить двух-трех буквенные слова ( не слоги):
ЁЖ, АД, ДА, ГДЕ, ДВА, ГАД, БЕГ, выписать их на карточки и тоже запомнить техникой затвора и вывешиванием на экран мысленного взора.
1.3. Выписать на карточки вторую восьмерку букв (З,И,Й, К,Л,М,Н,О) и запомнить с помощью тех же техник.
1.4. Из разученных букв построить дух-трех - буквенные слова:
БАК, БАЛ, БЕГ, БЕЖ, БИЛ, БОГ, БОК, БОЙ, БОН, ВАЛ, ВЕК,ВИД, ВИЙ, ГАМ, ЙОД, ЗАД, ЗЁВ, ЗОБ
1.5. Проделать то же самое (п.п. 1.1.-1.2) с третьей восьмеркой букв.
1.6. Проделать то же самое (п.п. 1.1.-1.2) с четвертой восьмеркой букв.
Примечания.
1. Если ребенок настаивает на увеличении нагрузки, то надо пойти ему на встречу, но не переборщить. Занятия должны доставлять удовольствие и учителю и ученику.
2. Если группа большая (больше 7 человек), то разбить ее на группы по 4-5 человек и организовать работу в группах. При этом каждый член группы должен выступить в роли «спикера» - продемонстрировать свои карточки.
3. Каждый правильный ответ вознаграждается жетончиком или прочитанной
карточкой. И жетон и карточка засчитывается как один балл и добавляется к
рейтингу ребенка. Периодически (например, один раз в месяц) рейтинг
«отоваривается» сладкими призами (не равнозначными). Первоочередное
право выбора приза предоставляется детям с высшим рейтингом и далее по
убыванию рейтинга.


2. ЧТЕНИЕ СЛОВ.
2.1. Игра «балда»:
Нарисовать на доске квадрат. Разделить его на девять клеток. В центральную клетку вписать согласную букву. Добавляя буквы в соседние клетки вместе с детьми построить трех- четырех буквенные слова. Например:

Р А К
О Б У
Г Е М

Слова: Бак, бук, бум, бег, бог, бор, бар, бак, рак, кар, кум, мука, рог, куб, Куба.

2.2. Полученные слова выписать на карточки и разучить с помощью техник «затвор» и «экран». Слово считается усвоенным, если ребенок его читает не задумываясь с первого предъявления.
2.3. Игра «звездный час»:
Записать на доске длинное слово, например, «электростанция» и предложить
детям построить несколько (как можно больше) четырехбуквенных слов из
букв этого слова.
2.4. Полученные слова выписать на карточки и запомнить с помощью техник «затвор» и «экран».
2.5. Выполнить требования п.п. 2.3, 2.4 для запоминания пятибуквенных слов.
2.6. Выполнить требования п.п. 2.3, 2.4 для запоминания шестибуквенных слов.



3. ЧТЕНИЕ СМЫСЛОВЫХ РЯДОВ
Применяя те же техники научить детей мгновенно распознавать смысловые ряды в следующем порядке:

3.1. Признаковый смысловой ряд.
1. Красный мак.
2. Круглый мяч.
3. Сыпучий песок.
4. Растворимый осадок.
5. Удобное кресло.
6. Прекрасная картина.
7. Милый ребенок.

3.2. Функциональный смысловой ряд.
1. Дети играют.
2. Птицы улетели.
3. Я рисую.
4. Снег растаял.
5. Расцвели хризантемы.
6. Пошел дождь.
7. Вулкан извергается.

3.3. Технологический смысловой ряд.
1. Косим траву.
2. Дышим воздухом.
3. Пилим дерево.
4. Размениваем квартиру.
5. Переходим улицу.
6. Покупаем продукты.
7. Выращивают капусту.

3.4. Структурный смысловой ряд.
1. Самолет из фанеры.
2. Шоколад с орехами.
3. Машина без колес.
4. Убор из перьев.
5. Картина из цветов.
6. Шляпа с бантом.
7. Крепость из снега.

3.5. Инструментальный смысловой ряд.
1. Рубим топором.
2. Смотрим глазами.
3. Пилим ножовкой.
4. Едят ложками.
5. Пишем ручкой.
6. Едем поездом.
7. Летим самолетом.

3.6. Порционный смысловой ряд.
1. Стакан сока.
2. Ведро вишни.
3. Порция мороженого.
4. Лист фанеры.
5. Год службы.
6. Стог сена.
7. Вагон угля.

3.7. Параметрический (количественный) смысловой ряд.
1. Три стакана.
2. Десять километров.
3. Семь стариков.
4. Сорок разбойников.
5. Пять рублей.
6. Три вагона.
7. Шесть мешков.

4. ЧТЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ.
4.1. Сравнение.
1. Павлик выше Жени.
2. Слон сильнее бегемота.
3. Платина дороже золота.
4. День длиннее ночи.
5. Договор дороже денег.
6. Ты лучше всех.
7. Служба превыше всего.

4.2. Отнесение.
1. Волга - это река.
2. Воробей - это птица.
3. Жучка - это одна из собак.
4." Жигули" - машина.
5. Карась - это рыба.
6. Корова - млекопитающее.
7. Нож - это инструмент.


4.3. Обобщение
1. Все птицы летают.
2. Каждая собака знает.
3. Любой объект расширяется.
4. Всегда делает одно и то же.
5. Акула никогда не спит.
6. Обыскал всю квартиру.
7. Всюду рыщут полицейские.
8. Нигде нет молока.

4.5. Ограничение.
1. Некоторые животные.
2. Несколько собак.
3. Только большие.
4. Иногда спит.
5. Кое- где есть.
6. Ограниченный контингент.
7. Небольшое количество.

4.6. Конъюнкция (объединение понятий)
1. Собаки и кошки
2. Не только кошки, но и собаки
3. Как кошки, так и собаки.
4. Собаки вместе с кошками.
5. Кошки, собаки.
6. Кошки да собаки.
7. Кошки, хотя и собаки тоже.

4. 7. Дизъюнкция
1. Кошки или собаки.
2. Или кошки или собаки.
3. Либо кошки, либо собаки.
4. То ли кошки, то ли собаки.
5. Может быть, кошка, может быть собака.
6. Грибы или ягоды.
7. Волки или овцы.

4.8. Импликация. ( Установление связей между причиной и следствием.)
1. Если ехать, то поездом.
2. Кто сильней, тот и победит.
3. Чему быть, того не миновать.
4. Как потопаешь, так и полопаешь.
5. Куда положил, там и бери.
6. С кем поведешься, того и наберешься.
7. Когда ушел, тогда и пропал.
8. Что посеешь, то и пожнешь.
9. Кто успел, тот и съел.
10. Не судите, да не судимы будете.

4.9. Репликация. ( Установление связей между следствием и причиной.)
1. Если победил, значит сильней.
2. Если на поезде, значит едет.
3. Лежит там, значит, положил туда.
4. Если съел, значит успел.
5. Ясно лошадь, раз рога.
6. Вся в прыщах - созрела, значит.
7. Стемнело - значит, ночь.

4.10. Контрадикция. ( Противопоставление понятий, противоречие)
1. Я пишу, а ты стираешь.
2. Победил, не смотря на сопротивление.
3. Он строит, а я ломаю.
4. Дошел вопреки предсказаниям.
5. Его в дверь, а он в окно.
6. Он тратит, но и зарабатывает.
7. Она пачкает, но и стирает тоже.

5. ЧТЕНИЕ ТЕКСТОВ.
После того как ребенок овладел чтением предложенных смысловых рядов и научился распознавать логические операции он готов к тому, чтобы читать практически любой текст. Возможно, у него возникнет желание читать гораздо раньше этого, не следует ему препятствовать в его инициативах. Лучше всего предложить ему чтение комиксов или книжек – раскладушек, которые содержат мало текста и много картинок. Позже можно предложить ему более серьезную литературу – сказки Успенского, народные сказки, детские энциклопедии.
Для дальнейшего наращивания скорости чтения ребенок должен овладеть инструментальной логикой (в том числе и в первую очередь таксономией), дифференциальным и интегральными алгоритмами чтения., ознакомиться с естественно-научной картиной мира, расширить поле ясного видения, избавиться от регрессий, подавить артикуляцию, научиться управлять уровнем возбуждения. Это становится возможным и необходимым в средних и старших классах.
Из текстовых источников правильно подготовленный ребенок может извлекать информацию со скоростью от 500 до 1500 слов в минуту.
Кроме того, средства массовой информации несут много не нужных и даже вредных сведений, не предоставляя человеку права выбора. Книгу же ребенок выбирает сам. Остается только научить его делать правильный выбор. Хорошая книга должна содержать истинные, полные и своевременные сведения о тех единичных объектах, о которых он узнал во время ознакомления с картиной мира и которые его заинтересовали.
Такие сведения содержит текст – досье.
Досье включает в себя:
1. Названия, определение;
2. Координаты;
3. Структуру;
4. Функции;
5. Технологии;
6. Признаки;
7. Параметры;
8. Условия существования;
9. Филогенез;
10. Онтогенез.

Для запоминания информации, содержащейся в тексте- досье используется мнемотехническая схема (Рис.1). Номерами на схеме обозначены блоки, которые необходимо во время чтения ассоциировать с соответствующими частями текста.
Процесс ассоциирования называется «забивкой информации» в блоки схемы. После окончания чтения текста-досье необходимо проверить наличие информации в блоках. Процесс забивки необходимо довести до автоматизма. Для этого надо прочитать не менее 38 текстов-досье с постепенным ускорением.
В первый блок необходимо забить все названия объекта (в том числе и латинское) и определение понятия. Определение должно содержать название объекта, отнесение объекта к родовому понятию и ограничение его видовым отличием.
Во второй блок забиваются как временные, так и пространственные координаты.
Структура объекта – это его подсистемы, надсистема и связь между подсистемами.
Функции – это активность объекта, то, что он делает- питание, охота, защита, способ общения и т.п.
Технологии – это то, что человек делает с объектом – добыча или изготовление, хранение, приготовление, употребление.
К признакам относятся окрас, состояние поверхности, вкус, запах, характер.
Параметры – это любая числовая информация, за исключением координат и условий существования – размеры, вес, проводимость, магнитная проницаемость, скорость передвижения, время жизни.
Условия существования – это среда, температура, давление, влажность, угрозы.
Онтогенез – это прижизненное развитие – от возникновения до смерти.
Филогенез – это видовое развитие- предки, предки предков, предки предков предков…..
Такая схема направляет внимание читателя на ту информацию, которую необходимо извлечь из текста для построения досье на этот объект. Для того чтобы эта схема начала работать, необходимо ее запомнить. С этой целью эту схему надо повесить на домашний рекламный щит.
Прежде чем использовать полную мнемотехническую схему, необходимо научить ребенка распознавать отдельные элементы досье, отличать их друг от друга и запоминать. Прежде чем давать ребенку полное досье необходимо довести до автоматизма распознавание и запоминание отдельных его элементов. Для этого можно предложить ему по 38 текстов-загадок, на каждый элемент досье. Такие тексты называются частными текстами досье.


ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения Издательство
университетское Минск 1987г.
2. Глен Доман. Дженет Доман Сюзан Эйзен
Как дать ребенку энциклопедические знания.
Малыши хотят и могут учиться. Москва. «Аквариум» 1996 год


КАРТА САЙТА

ТРИЗ 2009

Критерии качества образования

Система подготовки дошкольника

Мотивация

База знаний

Развитие творческого воображения

Тренировка памяти

Формальная логика

Диалектическая логика

Письмо

Математика в легендах

Английский язык
Hosted by uCoz