Мнемотехника  


Кафедра ВПФ

МНЕМОТЕХНИКА

1. МЕТОД ЗАЦЕПОК
Для запоминания группы не связанных друг с другом слов, лучше всего использовать метод зацепок, описанный Гарри Лорейном в книге «Суперпамять». Метод опирается на развитое, управляемое воображение и заключается в том, что образы, стоящие за словами увязываются с помощью легенд. Процесс запоминания является тем более успешным, чем точнее выполняются следующие правила:
1. Образ, стоящий за каждым словом должен быть хорошо представлен в подробностях и с применением изменения окраса и трансформаций, описанных в курсе РТВ.
2. Каждый предыдущий образ должен воздействовать только на один ближайший последующий образ и оставлять на нем след. Для этого используется прием антропоморфизации или зооморфизации (См. курс РТВ).
3. Запрещается вводить образы, не входящие в группу слов, предъявленных для запоминания.
4. Запрещается воздействие образа на предыдущий образ.
Например, предлагается запомнить такую группу слов:
Карась, трубка, жираф, сосна, гараж, лимон, Дюймовочка, сосулька, ромашка, бабочка.
Представим себе огромного золотого скользкого карася с зеленым оперением. Теперь представим большую черную изогнутую, пропахшую табаком трубку. Пусть карась раскуривает эту трубку. Теперь оставим карася в покое и рассмотрим трубку самостоятельно скачущую по спине желтого в сеточку длиннющему жирафу и обжигающую жирафа горячим чубуком. Пусть теперь жираф, испугавшийся активности трубки и ожогов от неё карабкается на ствол высоченной сосны с редкими смолистыми ветками и душистыми иголками и копытами повреждает ей кору. Сосна не выдержав тяжести жирафа ломается у самого корня и обрушивается с грохотом на крышу железного гаража, покрашенного серебрянкой и погнув ему крышу раскрывает ворота. Из ворот выкатывается огромных размеров фиолетовый лимон с желтыми полосками и на наших глазах разваливается от собственной тяжести. Из середины развалившегося лимона выскакивает Дюймовочка в синем платьице и с косичками, торчащими в стороны, а с носа у нее свисает огромная прозрачная сосулька. Дюймовочка дует на сосульку и она тает на наших глазах. Из сосульки вытаивает ромашка с увядшими белыми лепестками и оранжевой сердцевиной, на которой сидит бабочка – желтушка, сложив крылья. Ромашка встряхивается и бабочка улетает, осыпанная оранжевой пыльцой.
После того, как Вы построили такую легенду и представили это как следует, вы уже не забудете этой группы слов никогда.

ОПОРНАЯ СЕТЬ ПАМЯТИ (ОСП)

Для запоминания числовой информации ее необходимо преобразовать в совокупность зрительных образов, поскольку зрительные образы легко запоминаются и легко извлекаются из памяти. Для этого необходимо построить опорную сеть памяти, в которой каждому числу от 00 до 99 соответствовал бы легко узнаваемый и легко трансформируемы образ. По рекомендации Гарри Лорейна, удобно сначала построить таблицу соответствия цифр согласным буквам алфавита, а потом, опираясь на эту таблицу построить опорную сеть памяти.

ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ

0 - "б" и близкая ей по звучанию "п"
1 - "в" и близкая ей по звучанию "ф".
2 - "г", "к", "х".
3 - "д", "т".
4 - "ж", "ш", "щ", "ч".
5 - "з", "с", "ц".
6 - "л".
7 - "м".
8 - "н".
9 - "р".

Ячейка памяти представляет собой ассоциативно связанные между собой зрительный образ объекта, зрительный образ названия объекта и звуковой образ названия (слово).
Полная совокупность ячеек памяти образует опорную сеть памяти. Опорная сеть памяти позволяет кодировать числовую информацию в образной и вербальной формах, вербальную информацию в образной и числовой, образную в числовой и вербальной.
ОПОРНАЯ СЕТЬ ПАМЯТИ
00 – бобы
01 - пава
02 - бак
03 – Петя (петух)
04 – печь
05 - бусы
06 – пила
07 – пума
08 – пень
0 - бой (мальчик )
1 - фея
2 - Яга (баба- Яга )
3 - уда (удочка )
4 - ёж
5 - оса
6 - ель (ёлка )
7 - яма
8 - Ной
9 - рой , улей
10 - выпь
11 - "ФИФА", мяч
12 – фига, инжир.
13 - вата
14 - вошь
15 - ваза
16 - вол
17 - ЭВМ , компьютер.
18 – вино
19 - фара
20 – куб
21 – кофе
22 – кок
23 - кот
24- кожа
25- коза
26 - акула
27 - ком
28 - конь
29 - гиря
30 – дуб
31 – удав
32 – дуга
33 – удод
34 – туча
35 – таз
36 – толь
37 – дом
38 – дыня
39 – тор
40 – жаба
41 – Шива
42 – щука
43 – щит
44 – чиж
45 – часы
46 – шило
47 – чум
48 – шина
49 - шар
50 – зуб
51 – сова
52 – сок
53 – сито
54 – сажа
55 – заяц
56 – осел
57 – сом
58 – сани
59 - сыр
60 – липа
61 – лев
62 – лук
63 – лед
64 –лыжи
65 – лоза
66 –лилия
67 – лом
68 – олень
69 –лира
70 – амеба
71 – мойва
72 – мак
73 – мед
74 – мышь
75 – маис
76 – мел
77 – мим
78 – мина
79 – омар
80 – небо
81 – «Нива»
82 – Наг
83 – нить
84 – нож
85 – Янус
86 – Нил
87 – Немо
88 – Анна
89 – нора
90 – репа
91 – рифы
92 – рога
93 – радио
94 – рожь
95 – роза
96 – руль
97 – рама
98 – руно
99 – «Орера» (ансамбль)
С помощью этой сети можно запоминать многозначные числа, например номера сотовых телефонов, счетов в банке, пин-коды пластиковых карт, исторические даты, физические постоянные. Можно запомнить таблицу сложения, таблицу умножения, таблицу квадратов, при чем в самые короткие сроки и на фоне положительных эмоций. Тогда можно будет решать любые примеры на сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в квадрат и извлечение квадратных корней. Однако в нашем случае ОСП мы разучиваем для запоминания параметров объекта – веса, роста, продолжительности жизни, скорости передвижения, количества зубов (если они есть), тактико- технических данных (для техносферного объекта) и т. п.
Но для использования ОСП для запоминания параметрической информации сначала надо разучить саму ОСП.
Для разучивания ОСП, необходимо изготовить карточки из плотной бумаги или картона и написать с одной стороны число, а с другой стороны нарисовать образ (или приклеить фотографию), соответствующий этому числу. Просматривать карточки ежедневно по 4-5 раз до запоминания.
Кроме того, полезно изготовить таблицы с ячейками ОСП и повесить на домашний «баннер», рекламный щит, который должен находиться над рабочим столом. Каждая ячейка должна быть устроена как флажок, который в любой момент можно поднять и уточнить число, которое ему соответствует.
Параллельно с разучиванием ОСП необходимо научиться трансформировать образ. Это
понадобится для усиления образа с целью построения легенд и лучшего их запоминания.
Трансформации образов рассматриваются в приложении № 3 «Развитие творческого воображения.
Запоминание числа осуществляется по следующему алгоритму:
1. Разбить число на двухзначные числа.
2. Построить легенду в которой каждый предыдущий образ воздействует на последующий и оставляет на нем след.
3. Связать построенную легенду с параметром, который необходимо запомнить.

Например, необходимо запомнить продолжительность жизни шимпанзе в зоопарке (53 года). Для этого представляем шимпанзе в клетке, держащий в руках сито. Когда возникнет необходимость вспомнить эту цифру, например, на экзамене, достаточно будет только представить шимпанзе в клетке. Сито само всплывет в памяти. Опорная ячейка сита немедленно вызовет в памяти число 53. Если ребенок довел до автоматизма процедуру работы с ОСП, то эти процессы происходят в подсознании. На поверхности мы увидим просто отличную работу памяти.

КАРТА САЙТА

ТРИЗ 2009

Критерии качества образования

Система подготовки дошкольника

Мотивация

База знаний

Развитие творческого воображения

Тренировка памяти

Формальная логика

Диалектическая логика

Техника быстрого чтения

Письмо

Математика в легендах

Английский язык