Диалектическая логика  

На главную


1ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

Основу диалектической логики составляет конфликт (столкновение) противоположностей. В основе любого конфликта лежит, по крайней мере, три противоречия. Первое противоречие можно сформулировать относительно активного участника конфликта, второе- относительно воздействия, третье – относительно пассивного участника. Диалектическая логика помогает увидеть конфликт и устранить его путем разрешения одного из противоречий. В настоящей работе представлен первый раздел диалектической логики для детей – контрадикционный анализ. В этом разделе задачи, содержащие истинные или мнимые противоречия классифицированы по основанию «вид противоречия» и собраны в группы, позволяющие ребенку, решающему их увидеть и запомнить алгоритмы решения таких задач и алгоритмы их построения.

КОНТРАДИКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. На каждой ветке по две веточки, на каждой веточке по две шишки. Сколько всего шишек выросло на березе?
( На березе не растут шишки)

2. Из Самары в Курумоч вышла электричка со скоростью 60 километров в час. Ветер дует в ту же сторону и с той же скоростью. Куда будет отклоняться дым, идущий из трубы паровоза? ( У электрички нет паровоза )

3. На первой яблоне выросло 4 лимона, а на второй 2 лимона. Сколько всего лимонов выросло на яблонях.
( На яблоне не растут лимоны)

4. В саду рос смородиновый куст. В нижней части куста росло 6 черных смородинок, а в верхней части 5 красных смородинок. Сколько всего смородинок выросло на кусте?
( На одном кусте не могут расти черные и красные смородинки)
5. Дело было зимой. Ехал мужик на санях, запряженных в тройку лошадей. Коренная лошадь была вороной, левая пристежная – гнедой, а правая пристежная – серой в яблоках. Какое колесо при правом повороте вращается быстрее - правое или левое?
(У саней нет колес)

ЗАДАЧИ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ПРОТИВОРЕЧИЕМ

1. Имеется дом с двускатной крышей. Левый скат расположен под углом в 30 градусов к горизонту, а правый - под углом в 60 градусов к горизонту. Гусь откладывает яйцо точно на конек крыши. В какую сторону покатится яйцо?
( Гусь не откладывает яиц, их откладывает гусыня)

2. Мальчик бросил в воду четыре червяка. Курица нырнула за ними, но один успел закопаться в ил, другого съел карась. Сколько червяков досталось курице?
( Куры не умеют нырять)
3. Кто быстрее съест килограмм мяса - зебра или лошадь.
( Зебра и лошадь не едят мяса)

4. Курица сгрызла два ореха, и петух сгрыз три ореха. Сколько орехов сгрызли птицы.
( Куры не способны грызть)

5. За сутки сова может поймать и съесть 15 мышей. Ночью она поймала и съела 10 мышей Сколько мышей она поймает днем?
( Сова не охотится днем)

6. У кукушки в гнезде вылупились 3 кукушонка. Один вывалился из гнезда. Сколько кукушат осталось в гнезде.
( Кукушки подбрасывают свои яйца другим птицам)

7. Два бурых медведя вышли на лесную поляну и встретили двух белых медведей. Сколько всего медведей встретилось на поляне?
( Два бурых. Белые медведи живут за полярным кругом, где нет лесов)

8. В Волге плавало 4 щуки. Акула съела одну. Сколько щук осталось в реке?
( Акулы не водятся в Волге)

9. На поляне выросло 4 кувшинки, а потом еще 3 кувшинки. Сколько всего кувшинок выросло на поляне?
( Кувшинки - болотные растения.)

10. Ночной сторож умер днем. Будет ли он получать пенсию?
( Нет, потому что он умер)

11. Может ли католик жениться на сестре своей вдовы?
( Нет, потому что он умер)

ЗАДАЧИ С ПРИЗНАКОВЫМ ПРОТИВОРЕЧИЕМ.

1. Мальчик говорит: « Я не вижу белого желтка ". Девочка говорит: "Я не вижу белый желток ". Кто из них говорит правильно?
( Никто. Белого желтка не бывает)
2. Буратино спрятался в кувшин в "Харчевне трех пескарей ". Карабас заглянул в кувшин и сказал " Там что-то черненькое белеется ". Дуремар посмотрел и сказал: « Да нет, там что - то беленькое чернеется". Кто из них был прав?
( Никто. Белое не чернеется, а черное не белеется )
3. Аня нарисовала на доске три круглых квадрата, а Павлик нарисовал еще четыре. Сколько всего круглых квадратов оказалось на доске?
( Нисколько. Круглых квадратов не бывает)
4. Под каким деревом сидит заяц во время дождя? ( Под мокрым)
5. Какие вороны сидят под дождем? ( Мокрые)
6. Темным дождливым вечером из ворот тюрьмы выехала машина с двумя преступниками. Одному было 34 года, а другому 47 лет. Какой номер был у машины? (Мокрый).
Каких камней не бывает в море? (Сухих)

ЗАДАЧИ С ЧИСЛОВЫМ ПРОТИВОРЕЧИЕМ

1. Как правильно сказать: «7+5 будет адиннадцать» или «7+5 будет одиннадцать»? (7+5 будет двенадцать)

2. Как правильно сказать полторы дюжины будет симнадцать или «полторы дюжины будет семнадцать»? (Полторы дюжины будет восемнадцать)

ЗАДАЧИ С МНИМЫМ ПРОТИВОРЕЧИЕМ В УСЛОВИИ.

Если требования предъявлены, они исключают друг друга, но нет объекта, к которому они должны быть предъявлены, то нет и противоречия - оно становится мнимым, кажущимся

ЗАДАЧИ С МНИМЫМ СИТУАЦИОННЫМ ПРОТИВОРЕЧИЕМ
1. Стоят два человека. Один повыше ростом, другой пониже. Тот, кто пониже, приходится сыном тому, кто повыше. Хотя, тот, кто повыше не его отец. Кем же тогда он ему приходится?
( Матерью)

2. Двое подошли к реке. Им надо перебраться на противоположный берег, но лодка только одна и ее надо вернуть на место после переправы. Как быть?
( Они подошли с разных сторон реки)

3. Девочка и мальчик возвращались домой под очень маленьким зонтиком, но никто из них не намок. Почему?
( Не было дождя)
ЗАДАЧИ С МНИМЫМ ИЗМЕНЕНИЕМ СИТУАЦИИ

1. У девочки было пять книг. Она прочитала две. Сколько книг осталось у девочки? ( 5 )

2. В комнате лежало 25 кокосовых орехов. Обезьяна стащила все орехи кроме семнадцати. Сколько орехов осталось в комнате? ( 17 ).

3. На улице гуляли 5 девочек. Пошел дождь. Одна побежала. Сколько девочек намокло? ( 5 )

ЗАДАЧИ С МНИМЫМ СТРУКТУРНЫМ ПРОТИВОРЕЧИЕМ

1. Человек попал под дождь. Ни шляпы, ни зонта у него не было. Спрятаться было негде. Когда он пришел домой, вода с него лилась ручьем, но ни один волос на голове не промок. Как это объяснить?
( Он был лысый)

2. Животное нырнуло в воду и погрузилось в нее с головой, но когда оно вынырнуло, ни одна шерстинка на нем не намокла. В чем дело?
( Это было лысое животное, кит, например)

3. Скрипач нес музыкальный инструмент своему другу, тоже музыканту. По дороге он уронил инструмент прямо на рельсы и трамвай переехал инструмент как раз поперек. Когда опечаленный скрипач рассматривал обломки инструмента, он увидел, что ни одна струна не порвалась. Почему?
( Это была флейта. Струн не было)

4. Обезьяний король запретил собирать бананы в своем королевском лесу и приказал отрубать хвост каждой обезьяне, нарушившей запрет. Однажды стража задержала целое стадо обезьян, съевшее все бананы в его лесу, но ни у одной из них не отрубили хвоста.
( Это были бесхвостые обезьяны)

5. Город Мастеров был захвачен герцогом Демаликорном, который приказал отрубать голову каждому жителю, не снявшему перед ним шляпу. Никто из жителей не снимал шляпы перед Демаликорном, однако, никто не поплатился головой. Почему?
( Жители перестали носить головные уборы)

6. При запуске корабля многоразового использования "Шаттл" произошла утечка топлива из баков, корабль взорвался, но ни один из пилотов не пострадал. Почему?
( Это был беспилотный вариант корабля)

7. Грузовик мчался по дороге с большой скоростью. Вдруг, на дорогу выскочила собака. Грузовик свернул и врезался в яблоню. Столкновение было очень сильным, однако, с яблони не упало ни одного яблока и ни одного листочка. Почему?
( Была зима. Все уже опало )

8.Баскетбольная команда "Спартак" выиграла матч у "Динамо" со счетом 46 * 80, хотя ни один баскетболист не забросил ни одного мяча. Как это объяснить?
( Мячи забрасывали баскетболистки )

9. Девушка уронила кольцо в кофе, но, хотя чашка была полна, она достала пальцами кольцо, при этом пальцев не замочила. Почему?
( Кофе был сухой, в виде порошка)

10. Девочка уронила печенье в чашку с какао, но печенье не намокло. Почему?
( Какао было сухое)

11. Мальчик уронил часы под машину. Их раздавило в лепешку, но ни одна стрелка не погнулась, Как это объяснить?
( Это были электронные часы)

ЗАДАЧИ С МНИМЫМ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ПРОТИВОРЕЧИЕМ

1. Эта редкая птица повторяет каждое слово, которое услышит" - заверил покупательницу продавец зоомагазина. Через неделю она пожаловалась, что птица не произнесла ни слова. Тем не менее, продавец не лгал. Как это объяснить?
( Птица была глухой)
2. Дрессировщик предупреждал служителей цирка, чтобы они ни в коем случае не выпускали крокодила из клетки, иначе он съест любого человека, которого увидит. Однажды служители упустили крокодила и он прошел через толпу людей, но не съел никого. Почему? (Крокодил был слепой)
3. Хозяин коттеджа купил у охотника волка для охраны. Охотник предурпедил его, что волк съест любую овцу, которую учует. Однажды волк сбежал и, пройдя через стадо овец, не тронул ни одной. Почему? (У волка был насморк)

ЗАДАЧИ С МНИМЫМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОТИВОРЕЧИЕМ
1. В корзине лежит 5 яблок. Как их разделить на пятерых, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
( Одно отдать с корзиной)
2. Без чего не испечешь хлеба?
(Без корочки. )
3. Без чего дети не растут? (Без синяков и шишек)

ЗАДАЧИ С МНИМОЙ МОДЕЛЬЮ ЗАДАЧИ (ИСКАЖЕННОЙ МОДЕЛЬЮ)

1. Сколько весит 1000 стальных шаров диаметром 1 мм?
(Около 7 г.)
2. Как сдвинуть скалу весом 3 тонны, длиной 30 метров и высотой 5 м ?
(Толкнуть рукой, она упадет)

3. Входишь в одну дверь, а выходишь в три, думаешь что вышел, а на самом деле вошел. Что это?
(Футболка)

4. Утром на четырех ногах, днем на двух, вечером на трех.
(Человек)

5. Две ноги на трех ногах, а четвертая в зубах. Вдруг четыре прибежали и четвертую украли. Подскочили две ноги, ухватили три ноги, закричали на весь дом: «Дам тремя по четырем!» К. Чуковский. (Мальчик на трехногом стуле ест куриную ногу и собака, укравшая куриную ногу) (Задача К.Чуковского).
6. Вы участвуете в велосипедной гонке. Обгоняете второго. Каким становитесь? (вторым)
7. Вы участвуете в велосипедной гонке. Обгоняете последнего. Каким становитесь? (это невозможно)

ЗАДАЧИ С МНИМЫМ ЧИСЛОВЫМ ПРОТИВОРЕЧИЕМ

1. Сколько весит кирпич, если он весит один килограмм и еще столько, сколько весит половина кирпича?
(Два килограмма)

2. Сколько весит кирпич, если он весит 2 килограмма и еще одну треть своего веса?
(3 кг)

3. Сколько весит кирпич, если он весит три килограмма и еще одну четверть собственного веса?
(4 кг)

4. Сколько весит кирпич, если он весит четыре килограмма и еще одну пятую своего веса?
(5 кг)

5. Какова длина анаконды, если она имеет в длину 10 метров и еще половину своей длины?
( 20 метров)

6. Кот в сапогах поймал 4 щуки и еще половину улова, сколько всего щук поймал Кот в сапогах?
(8 шт)

7. На двух руках 10 пальцев. А сколько пальцев на 10 руках?
( 50)

8. У стола было четыре угла, один отпилили. Сколько углов осталось?
( 5 )

ЗАДАЧИ С ДВОЙНЫМ ЗВУЧАНИЕ ВОПРОСА

1. За чем вода в бутылке? ( За стеклом)
2. За чем во рту язык? ( За зубами)
3. За чем во рту зубы? ( За губами)
4. За чем поют соседи? ( За стеной)
5. За чем в магазине стоит продавец? ( За прилавком)
6. За чем парашют у парашютиста? ( За спиной)
7. За чем сидит водитель в машине? ( За рулем)
8. За чем сидит пилот в самолете? ( За штурвалом)
9. За чем у верблюда второй горб? ( За первым горбом)
10. За чем у велосипеда второе колесо? ( За первым колесом)
11. За чем ученики сидят на уроке? ( За партами)
12. За чем люди едят масло? ( За столом)
13. За чем в году февраль? ( За январем)
14. За чем приходит утро? ( За ночью)
15. За чем приходит весна? ( За зимой)
16. За чем гремит гром? ( За молнией)
17. За чем работает рабочий? ( За станком)
18. За чем злая собака сидит во дворе? ( За забором)
19. За чем нитка проходит сквозь материал? ( За ниткой)
20. По чему птицы улетают на юг осенью? ( По небу)
21. По чему летают самолеты? ( По воздуху)
22. По чему плавают корабли? ( По воде)
23. По чему прыгает белка в лесу? ( По деревьям)
24. По чему заяц убегает от лисы? ( По лесу)
25. По чему дети катаются на лыжах зимой? ( По снегу)
26. По чему утки плавают, а куры не плавают? ( По воде)
27. По чему человек ходит на двух ногах, а звери на четырех? ( По земле)
28. По чему дятел стучит клювом? ( По дереву)
29. По чему прыгает мяч? ( По асфальту)
30. По чему стучит дождь? ( По крыше)
31. По чему Ленин ходил в ботинках, а Сталин в сапогах? ( По Красной площади)
32. По чему танцоры топают ногами? ( По сцене)
33. По чему птицы летают, а коровы не летают? ( По небу)
34. По чему в дождливую погоду люди ходят в сапогах? ( По лужам)
35. По чему едет трамвай? ( По рельсам)
36. По чему зимой дети ходят в валенках? ( По снегу)
37. По чему в аптеке покупают лекарство? ( По рецепту)
38. По чему Земля вращается вокруг Солнца? ( По орбите)
39. По чему грачи летают стаями? ( По воздуху)
40. По чему змея ползает, а лягушка прыгает? ( По земле)
(Причинно – лингвистические загадки)
41. От чего утка плавает? ( От берега)
42. От чего у Буратино вырос длинный нос? ( От лица)
43. От чего у жирафа растет длинная шея? ( От спины)
44. От чего у коровы растут рога? ( От головы)
45. От чего у петуха красный гребешок? ( От головы)
46. От чего у гуся лапы красные? ( От коленки)
47. От чего у негра зубы белые? ( От десен)
48. От чего растет капуста? ( От корня)
49. От чего у птицы растут крылья? ( От спины)
53. Как должна одеваться на званый вечер жена, чтобы муж остался доволен? ( Быстро)
54. За что детей водят в детский садик? ( За руку)
55. За что учитель ведет ученика к директору? ( За ухо)
56. За что Аня укусила Павлика (За палец)




ФОНЕТИКО-СМЫСЛОВЫЕ ЗАДАЧИ
Вопрос звучит как смысловой, на самом деле он фонетический.

1. Что находится в начале «книги»? (Буква «К»)
2. Что мы слышим в конце «урока»? «К»
3. Что у «зайца» позади, а у «цапли» впереди? «ц»
4. Что находится между городом и селом? «и»
5. Чем кончается «лето» и начинается «осень» «О»
6. Чем кончается «всё»? «Ё»
7. Что стоит посредине «Земли»? «М»
8. Что находится в середине «капусты»? «у»
9. Что находится в центре «Волги»? «л»
10. Что впереди у «козы» и «коровы»? «к»
11. Что находится в середине «лампы» «м»
12. Что находится на конце «моркови» «ь»


ОМОНИМО-СМЫСЛОВЫЕ ЗАДАЧИ
В задачах используются омонимы, строящие противоречие объемов понятий.

1. Как за 1 секунду снять заднее колесо автомобиля? (сфотографировать)


КАРТА САЙТА

ТРИЗ 2009

Критерии качества образования

Система подготовки дошкольника

Мотивация

База знаний

Развитие творческого воображения

Тренировка памяти

Формальная логика

Техника быстрого чтения

Письмо

Математика в легендах

Английский язык