Метод проектов  

Высшая школа творчества


Инновационное образование - это приобретение навыков и умений проектирования и внедрения новых технических систем и новых технологий. Новое рождается только в процессе проектирования. Следовательно настоящий метод проектов - это и есть инновационное образование - процесс обучения ребенка методам проектирования. Подробно о методах проектирования смотрите раздел Полный процесс проектирования
на сайте ТРИЗ-2009.
Для того, чтобы грамотно провести полный процесс проектирования молодой человек должен владеть:
- системным подходом в целеполагании;
- навыками сбора информации и составления досье.
- всеми методами анализа;
- всеми методами генерации идей (дивергенции);
- всеми методами выбора правильной идеи (конвергенции);
- всеми методами трансформации;
- всеми методами гармонизации;
- всеми методами экспертизы;
- всеми методами внедрения.
Для того, чтобы овладеть всеми этими навыками, ребенок должен пройти подготовительный курс, описанный в «Системе подготовки ребенка к инновационному образованию» и сформировать у себя естественнонаучную картину мира, развить высшие психические функции, овладеть техникой быстрого чтения, мнемотехникой, техникой быстрого набора текста, формальной логикой, диалектической логикой, техникой работы с ПК.
Кроме того, ему необходимо освоить все общеобразовательные предметы, включенные в программу среднего образования- математику, физику, химию, биологию, русский язык, литературу и т.д. Если ребенок владеет техникой быстрого чтения, логикой и мнемотехникой, то эти общеобразовательные курсы он сможет освоить гораздо быстрее и полнее, чем это делается в традиционной школе и с меньшими затратами труда и здоровья.
То, что в настоящее время выдается за метод проектов, и демонстрируется на конкурсах «Первые шаги в науку» является профанацией настоящего метода проектов. Дети, не владеющие методами проектирования, разучивают и делают на конференциях доклады, зачастую подготовленные родителями и педагогами, без всякой помощи со стороны детей.
Ничего, кроме вреда такая деятельность принести не может.
Если ребенок делает доклад, а выдает это за проект, необходимым элементом которого является мировая новизна, то это плагиат. То есть, бездарно используя красивый и правильный метод проектов, мы учим ребенка воровать чужую интеллектуальную собственность.
Я не против конкурсов «Первые шаги в науку». Я двумя руками за них. Но только не надо выдавать эту деятельность за метод проектов. Надо называть вещи своими именами. Доклад надо называть докладом, реферат – рефератом, проект – проектом. Научите сначала ребенка методам проектирования, добейтесь того, чтобы он сам научился решать проблемы на уровне изобретения, самостоятельно оформлять и излагать свои мысли, а уж потом провозглашайте, что вы используете метод проектов в своей педагогической деятельности.
Тем, кто участвует в конкурсах «Первые шаги в науку» рекомендую:
1. В качестве темы доклада выбирать единичный, конкретный объект – город, вид растения или животного, вид техники.
2. Отдавайте предпочтение фотографиям. Используйте рисунки и графики только в случае крайней необходимости. Если изображение не достаточно четкое, лучше его ни использовать.
3. Не перегружать слайды текстовой информацией. На слайде должно быть не более 9 слов.
4. Используйте разнообразные анимации. Однотипные анимации быстро надоедают и начинают раздражать.
5. Не утопите доклад в подробностях. Для этого используйте следующую схему доклада – досье.

Рис.1. Схема интегрального алгоритма чтения научно-популярных текстов (текстов-досье)


Определение понятия должно содержать название объекта,
отнесение его к родовому поняятию и ограничение видовым отличием.
Если речь идет о виде животных или растений, то в качестве координат указывается его ареал.
Структура - это элементы (части, подсистемы) объекта и связь между ними.
Функции - это то, что делает объект, его активность, за исключением функции воспроизводства. Эта функция выделена в отдельный блок - онтогенез.
Технология - это то, что человек делает с этим объектом.
Признаки - окрас, форма, вкус, цвет, запах.
Параметры - это любые числовые характеристики - вес, габариты, скорость передвижения, срок жизни, проводимость, проницаемость и т.п.
Условия существования - это субстрат, температура, давление,
влажность, кислотность, угрозы.
Онтогенез - прижизненное развитие объекта - от зачатия до смерти.
Филогенез - видовое развитие - все известные предки объекта.
Если Ваш доклад является частью Вашего проекта, то должна быть еще постановка проблемы, описание (фотографии) аналога и прототипа и Ваши предложения по их усовершенствованию (эскизы, фотографии опытных образцов, схемы технологических процессов), желательно, с формулой изобретения.
ТРИЗ- педагогика
Hosted by uCoz