РИСОВАНИЕ  

ТРИЗ- педагогика



ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие построено по алгоритмической схеме и использует
алгоритмический подход к рисунку. Это означает, что каждый рисунок должен
быть выполнен многократно – до 38 раз каждый с тем, чтобы довести до
автоматизма навыки рисования. Конечно, нельзя требовать этого от ребенка,
но следует предпринять попытки к положительному стимулированию этого подвига.
Похвалы заслуживает каждая, даже неудачная попытка. Не жалейте слов похвалы!
Презентацию с рисунками и последовательностью их выполнения можно скачать здесь:
Рисование. 1 курс.

РУКОВОДСТВО ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РИСУНКОВ.

АЛГОРИТМЫ КАРАНДАШНОГО РИСУНКА
1. Приобретение навыков проведения горизонтальных и вертикальных линий.
«Сетка»: Рис.1 Альбом следует располагать вертикально или под острым углом к
вертикали. Остро заточенный карандаш положить на сгибы между первыми и вторыми фалангами пальцев и прижать большим пальцем. Первую линию проводить слева направо,
вторую справа налево и т.д., удерживая кисть тыльной стороной к листу бумаги.
После этого провести вертикальные линии: первую сверху вниз, вторую снизу вверх
и т.д.
Для того, чтобы линии получались ровнее работать надо всей рукой, от плеча, зафиксировав ее в кисти и в локтевом суставе.
«Кирпичная стена». Рис.2, Сначала провести горизонтальные линии, а затем вертикальные швы так, чтобы не было совпадения швов.
2. Приобретение навыков проведения диагональных линий и окружностей.
«Футбольные ворота». Провести горизонтальную линию в нижней части листа.
Нарисовать штанги и перекладину (Рис. 3). Провести диагональные линии в обоих
направлениях, начиная с левого верхнего угла (Рис 4). Провести диагональные линии
начиная с правого верхнего угла (Рис.5).
«Паутина». Отметить точку посредине листа. Провести окружность вокруг точки по
часовой стрелке. Провести окружность вокруг окружности против часовой стрелки.
И т.д. до заполнения листа. Провести лучи от центра к периферии и от периферии к центру (Рис.6)
«Цепочка». Нарисовать окружности одну в другой – звено. Нарисовать еще одно
звено так, чтобы они пересекались. Продолжить процесс до замыкания цепи.
После этого стереть те линии в местах пересечения звеньев, которые не должны
быть видны (Рис.7)
3. Приобретение навыков штриховки.
«Цилиндр». Нарисовать вертикальный прямоугольник. Мысленно разбить его по
вертикали на две половины. Правую половину заштриховать слегка нажимая
карандашом на бумагу. Заштрихованную часть мысленно разбить на три равные
части и правые две трети еще раз заштриховать надавливая посильнее.
Крайнюю треть заштриховать еще раз. Границы между слоями штриховки размыть
штриховыми движениями карандаша (Рис. 8, Рис.9)
«Дорога». Провести диагональные линии. Нарисовать ближайшие (левый и правый)
столбы и заштриховать их как цилиндры. Вторые столбы вписать в образовавшийся
треугольник на некотором расстоянии от первых столбов. Обратите внимание ребенка
на то, что каждый последующий столб расположен ближе к каждому предыдущему,
чем предыдущий к предпредыдущему и что каждый последующий столб короче
и тоньше предыдущего (Рис.10). Нарисовать бордюрные камни, сходящимися к
горизонту и разметить их так, чтобы каждый последующий был короче предыдущего
примерно в полтора раза (Рис 11). Стереть вспомогательные линии и точку
схождения линий и провести горизонтальный отрезок (дорогу вдалеке)(Рис.12).
Нарисовать провода (Рис.13).
4. Перспектива
Рисунок «Дорога» показывает как можно показать глубину картины, если на ней
имеется ряд уходящих вдаль однотипных объектов. Следующие два рисунка показывают
как обойтись без них.
«Облака». Провести линию горизонта. Обозначить у самой линии горизонта мелкие
облака. Чуть повыше обозначить облака побольше и т. д.(Рис.14).
Придать облакам неопределенную форму (Рис.15)
«Море» Провести линию горизонта. Обозначить у самой линии горизонта волны
мелкими штрихами. Несколько ниже обозначить волны штрихами подлиннее
и реже(Рис.16). Далее следует изображать волны волнистыми прерывистыми
линями тем более крупными, чем они ниже линии горизонта (Рис.17).
5. Ракурс
Рисунок «Падающая монета» показывает как изменяется вид цилиндра в зависимости от угла зрения.
Провести линию горизонта и две вертикальные линии. На линии горизонта изобразить тонкий горизонтальный прямоугольник. Выше и ниже этого прямоугольника на одинаковом расстоянии от него изобразить два прямоугольника пошире. На равных расстояниях от этих прямоугольников отметить прямоугольники еще шире (Рис18).Вписать в прямоугольники эллипсы (Рис.19). Эквидистантно линиям эллипсов на расстоянии ширины центрального прямоугольника нарисовать полуэллипсы сверху от верхних и снизу от нижних эллипсов (Рис.20).Стереть вспомогательные линии и нанести штриховку как показано на Рис. 22 и Рис.23.
6. Развитие навыков штриховки
«Сфера». Нарисовать окружность. Мысленно отметить и заштриховать «месяц».
Месяц мысленно разбить на три и нижние два еще раз заштриховать надавливая на
карандаш несколько сильнее, чем при первой штриховке. Заштриховать нижний месяц
еще раз. Размыть границы между слоями штриховки(Рис. 24, Рис.25).
«Яблоко». Изобразить окружность. Внести поправки формы (Рис.26).
Нанести штриховку так же как на сферу, с учетом поправок формы и нанести блик.
Пририсовать черешок.(Рис27).
«Конус». Нарисовать равнобедренный треугольник. Мысленно поделить его на
две равные части и правую часть заштриховать. Поделить мысленно заштрихованную
часть на три треугольника, как показано на Рис.28 и нанести последовательно
штриховку сначала на два крайний треугольника, а затем на один крайний.
Размыть границы слоев штриховки (Рис.29).
«Груша» Нарисовать окружность, пририсовать к ней конус и скруглить
вершину конуса (Рис.30). Уточнить форму и пририсовать черешок (Рис.31).
Заштриховать зеленым карандашом (Рис 32), оставив блик в соответствующем
месте (Рис33)
7. Тени. Провести линию горизонта. В левом верхнем углу нарисовать
источник света (Солнце), а немного правее проекции Солнца на горизонт
три фигуры – цилиндр, конус и шар, заштрихованные так же, как и на тренировочных
рисунках. Опустить перпендикуляр из центра Солнца на линию горизонта.
Из точки пересечения перпендикуляра с линией горизонта провести прямые
линии через центр окружности, лежащей в основании цилиндра, точки касания
шара поверхности и центр основания конуса. Из этой же точки провести прямые,
касательные к основанию цилиндра. Провести прямые из центра Солнца через
вершину конуса, по касательной к верхней точки шара, по касательной к
верхней окружности цилиндра и через наиболее удаленную от Солнца точку
верхней окружности цилиндра до пересечения этих линий с линиями исходящими
из точки пересечения перпендикуляра с линией горизонта как показано на Рис35.
По ключевым точкам определить границы теней. Стереть вспомогательные линии
и уточнить штриховку фигур (Рис.36). Заштриховать тени Рис.37
Натюрморт. Нарисовать столешницу (Рис.38). Нарисовать стопку тарелок (Рис. 39).
Нарисовать яблоко на левой стороне тарелки (Рис. 40). Нарисовать рядом с грушей
яблоко (Рис.41). Нарисовать кружку рядом со стопкой тарелок и нанести тени и блики.
Губы. Нарисовать три квадрата рядом друг с другом (Рис. 44). Поделить прямоугольник
пополам горизонтальной линией и нанести контур губ (Рис 45). Стереть вспомогательные
линии и нанести штриховку (Рис. 46).
Нос. Нарисовать три квадрат вплотную вертикально друг над другом (Рис. 47).
Справа и слева от нижнего квадрата пририсовать два прямоугольника, шириной в
половину
квадрата и поделить крайние боковые стороны прямоугольников на четыре части, а
нижние
на три (Рис. 48). Вписать в нижний квадрат окружность и соединить ключевые точки
так, как показано на Рис.49. Стереть вспомогательные линии, уточнить контуры носа и
нанести штриховку.
Глаза. Провести горизонтальную линию и поделить ее на четыре части. Каждую часть
поделить пополам и вписать эллипсы в два отрезка как показано на Рис. 52. Уточнить
контуры глаз, нарисовать веки, радужные оболочки и зрачки (Рис.53).Нарисовать брови
и нанести тени под бровями. Заштриховать переносье и виски, нарисовать ресницы (Рис.55).
Лицо. Нарисовать квадрат (Рис 56), разбить его горизонтальной линией на два
прямоугольника и такой же прямоугольник пририсовать сверху. (Рис 57).Провести ось
симметрии – вертикальную линию, делящую прямоугольник пополам. Средний прямоугольник
поделить горизонтальной линией надвое, верхний из получившихся прямоугольников –
еще надвое. – получим линию глаз. Нижний прямоугольник поделить на три части.
Получим линии верхней и нижней губы (Рис.58). Нарисовать глаза, брови, нос и губы,
пользуясь изученными алгоритмами в соответствующих местах и обозначить линии волос
на лбу и линии щек и подбородка.(Рис.59). Обозначить линию прически и шеи.(Рис 60).
Стереть вспомогательные линии (Рис 61). Штриховкой обозначить рельефы и дорисовать
ресницы (Рис62).
Кошка. Нарисовать квадрат и разбить его на четыре одинаковых квадрата вертикальной
и горизонтальной линиями (Рис 63). Верхний прямоугольник поделить пополам
горизонтальной линией, получим четвертной отрезок. Увеличить на длину этого отрезка
вертикальные стороны квадрата (Рис 64). Соединить концы получившихся отрезков с
центром верхнего прямоугольника и провести диагонали двух нижних квадратов (Рис
65). Обозначить линию лба, поделить линию глаз на восемь равных частей. В середине
стороны общей для нижних квадратов нарисовать треугольник вершиной вниз и вписать
дуги губ и подбородка в соответствующие углы (Рис 66). Нарисовать «листочки» глаз,
обозначить части окружностей радужной оболочки глаз (Рис.67). Стереть
вспомогательные линии (Рис 68). Уточнить контуры головы, «открыть» уши, штриховкой
обозначить рельефы, нарисовать щелевидные зрачки, усы и вибрисы. Раскрасить (Рис.69)
Собака в фас. Нарисовать квадрат и разбить его на четыре одинаковых квадрата
вертикальной и горизонтальной линиями. Внешние стороны верхних квадратов и общую и
нижние стороны нижних квадратов поделить пополам. Линию глаз поделить на шесть
равных частей. Ось симметрии удлинить вниз на четверть длины стороны квадрата (Рис
70).Соединить середины внешних сторон верхних квадратов, середины нижних сторон
нижних квадратов соединить с концом оси симметрии. Вписать овальные глаза и
полукружный нос в соответствующих местах (Рис 71). К срезанным углам верхних
квадратов пририсовать уши. В овалах глаз обозначить радужные оболочки и зрачки. От
середин длин отрезков, соединяющих овалы глаз и ось симметрии вписать грушевидную
фигуру. В нижний треугольник вписать челюсть, обозначить на ней клыки и вписать
между ними язык (Рис 72). Стереть вспомогательные линии (Рис.73). С помощью
штриховки обозначить рельефы и шерсть (Рис.74). Раскрасить глаза и язык (Рис 75).
Собака в профиль. Нарисовать квадрат углом вниз и пририсовать к нему еще один такой
же квадрат. Нижние стороны нижнего квадрата, смежную сторону и верхнюю сторону
верхнего квадрата поделить пополам. Нижнюю половину левой нижней стороны еще раз
поделить пополам. Верхнюю правую сторону верхнего квадрату увеличить на половину
длины стороны квадрата и от конца отрезка провести вертикальную линию, обозначив
контур ближнего уха. Верхнюю часть смежной стороны поделить пополам и еще раз
пополам (Рис.77). Открыть ближнее ухо, обозначить контур дальнего уха, по ключевым
точкам провести контур переносья, носа, губ и нижней челюсти. Обозначить контуры шеи (
Рис.78). Нарисовать глаз и язык, закрасить нос, стереть вспомогательные линии
(Рис79). Штриховкой обозначить шерсть, и рельефы, раскрасить язык. (Рис.80, 81).
Бабочка. Провести диагонали альбомного листа. В точке пересечения диагоналей
нарисовать грудку бабочки (Рис.82). Снизу пририсовать веретенообразное брюшко,
сверху две окружности глаз, между ними – усики (Рис 83). На диагоналях сделать
отметки на равных расстояниях от точки пересечения и через них провести контуры
крыльев, стараясь не нарушать симметрии(Рис.84). На крыльях обозначить контуры
узоров, на брюшке нанести насечки (Рис84). Раскрасить цветными фломастерами,
красками или карандашами (Рис 85).
Стрекоза. Нарисовать квадрат, разбить его на четыре одинаковых квадрата
вертикальной и горизонтальной линиями. Верхний прямоугольник разделить пополам
горизонтальной линией. Нижний из получившихся прямоугольников тоже поделить пополам
горизонтальной линией (Рис. 87). Обозначить контуры грудки, брюшка, крыльев, глаз в
соответствующих местах (Рис.88). Нанести на брюшко насечки, сеточку на глаза,
прожилки на крылья, нарисовать лапки, раскрасит полоски брюшка и грудку (Рис.89).
Рыба. Провести горизонтальную линию и пересечь ее вертикальным отрезком (Рис.90).
Достроить отрезок до равностороннего треугольника, поделить высоту пополам и
отложить половину высоты вправо от вертикальной стороны треугольника (Рис 91). В
этой точке пересечь прямую таким же отрезком и построить на нем такой же треугольник
(Рис 92). Соединить треугольники дугами и описать эллипс вокруг правого угла
(Рис.93). От середины высоты треугольника провести дугу жаберной щели, между началом
жаберной щели и вершиной треугольника нарисовать глаз, параллельно нижней стороне
треугольника провести линию рта (Рис.94). Нарисовать в соответствующих точках
плавники – спинной, хвостовой, анальный, брюшные и грудные (Рис.95).Обозначить лучи
плавников (Рис.96), нарисовать чешую, раскрасить (Рис.97).
Ящерица. Провести извилистую линию сверху листа вниз и поделить ее приблизительно
пополам. Верхнюю часть тоже поделить пополам, верхнюю часть которой тоже поделить
пополам. (Рис.98). От верхнего отрезка построить небольшой равносторонний
треугольник, а на двух нижних отрезках построить схему лапок, как показано на
Рис.99. Уточнить форму головы, описать контур фигуры ящерицы (Рис.100). Стереть
вспомогательные линии, дорисовать глаза (Рис.101). Штриховкой обозначить рельефы
(Рис.102)
Лягушка. Нарисовать квадрат и поделить его на четыре равных квадрата вертикальной и
горизонтальной линиями. Верхнюю сторону верхнего левого квадрата поделить пополам и
левую половину еще пополам. На левой стороне этого же квадрата отложить четверть
стороны и найти пересечение четвертей. Смежную сторону правых квадратов поделить
пополам. Нижние стороны нижних квадратов и левую сторону левого нижнего квадрата
тоже поделить пополам. От точек деления нижних сторон отложить половину длины
стороны малого квадрата и соединить концы отрезков (Рис.103). Смежную сторону
верхних квадратов поделить пополам, нижний отрезок тоже поделить пополам. Найти
пересечение четвертей длин стороны малого квадрата от правого нижнего угла и
провести плавные линии через ключевые точки так, как показано на Рис.104. Дорисовать
глаза, ноздри, разрез рта, пальцы, линии спины, контур дальней нижней лапки
(Рис. 105).
Стереть вспомогательные линии (Рис.106). Штриховкой обозначить рельефы (Рис. 107).
Система подготовки ребенка к инновационному образованию
Hosted by uCoz